Конституция ссср 1977 года суть положеняи итоги

Содержание
  1. Конституция СССР 1977 года
  2. Структура Конституции 1977 г
  3. Особенности Конституции СССР 1977 г
  4. Конституционные основы СССР
  5. Система государственных органов по Конституции 1977 г
  6. Схемы
  7. Конституция СССР 1977: подтверждение главенствующей роли КПСС
  8. Подготовка и принятие Конституции
  9. Главные принципы Конституции 1977 года
  10. Критический взгляд на новую Конституцию СССР
  11. Монополия власти
  12. Новая Конституция СССР 7 октября 1977
  13. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г
  14. КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ
  15. “РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”
  16. Конституция 1977 года: значение, плюсы и минусы
  17. Конституция победившего социализма
  18. Страна начала жить по-новому
  19. Не все так идеально в Конституции 1977 года
  20. Если сравнить Основные Законы страны
  21. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г
  22. Проявление кризиса
  23. Этапы застоя
  24. Этап I
  25. Этап II
  26. Этап III
  27. Новая Конституция

Конституция СССР 1977 года

Конституция ссср 1977 года суть положеняи итоги

Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября.

Структура Конституции 1977 г

  • I раздел — Основы общественного строя и политики;
  • II раздел — Государство и личность;
  • III раздел — Национально-государственное устройство;
  • IV раздел — Советы народных депутатов и порядок их избрания;
  • V раздел — Высшие органы власти и управления;
  • VI раздел — Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;
  • VII раздел — правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;
  • VIII раздел — О гербе, флаге, гимне и столице государства;
  • IX раздел — Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г

  • Утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;
  • Общегосударственная цель поданной Конституции — формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;
  • Впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;
  • Коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;
  • Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам — например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР

  1. Политическая основа: СССР — социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;
  2. Экономическая основа: социалистическая собственность (государственная собственность) на средства производства и землю;
  3. Социальная — нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г

  • Народ являлся единственным источником власти в государстве;
  • Советы народных депутатов — единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик — выс­шие органы власти (срок их полномочий — пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий — 2,5 года);
  • Высший исполнительно-распорядительный орган — Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР — это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик — право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Схемы

Третья конституция Союза СССР

Как и предыдущие Конституции, Конституция 1977 года распределяла полномочия между союзными и республиканскими органами власти. В Основном законе также были гарантированы важнейшие права человека и гражданина и регламентированы основы правосудия.

Третья и последняя Конституция СССР была принята в 1977 году на внеочередной сессии Верховного Совета. Она состояла из преамбулы и восьми глав.

Осуществление государственной власти СССР

Формально высшим органом власти в СССР был Верховный Совет. Однако фактически и Верховный Совет, и Совет министров выполняли решения Политбюро и Центрального комитета партии. Во всех эшелонах власти дублировались функции парткомов и исполкомов.

Конституция СССР 1977 г. закрепляла руководящее положение Коммунистической партии и обеспечивала слияние государственных и партийных структур.

Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г.

Высшим органом каждой республики и автономной республики был Верховный Совет. Ему соответствовал исполнительный орган – Совет министров. При областных, краевых, окружных, районных, городских и сельских советах депутатов действовали исполкомы.

Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики

Четырнадцать советских республик были унитарными, хотя некоторые из них и включали автономные территориальные образования (АО и АССР). Единственной федерацией в составе СССР была Россия. Число республик оставалось неизменным до 1991 года.

Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР

АССР обладали признаками государственности. Автономные области и округа входили в состав областей и краёв и не имели признаков государственности, хотя были образованы по национальному признаку. Все они были представлены в Совете Национальностей.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.

Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик

В составе Грузии существовали две АССР и одна автономная область, в составе Азербайджана – одна АССР и одна автономная область. В составе Таджикской СССР существовала Горно-Бадахшанская АО, а в составе Узбекистана – Каракалпакская АССР.

По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.

Судебная система СССР по конституции 1977 г.

Основными кассационными инстанциями были верховные суды союзных республик. Наивысшей кассационной инстанцией был Верховный Суд СССР, которому в обход системы республиканских, областных, краевых и окружных судов подчинялись военные трибуналы.

Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.

Источник: https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/konstitucia_1977.htm

Конституция СССР 1977: подтверждение главенствующей роли КПСС

Конституция ссср 1977 года суть положеняи итоги

7 октября 1977 года на сессии ВС СССР была принята новая Конституция.

К 60-летию советской власти Леонид Брежнев решил обновить главный документ страны, который оставался неизменным на протяжении четырех десятилетий.

Основной посыл обновленной Конституции – построение коммунистического общества без каких-либо классов. В диктатуре пролетариата уже не было необходимости. Советский народ стал единым и уравненным в правах и свободах.

Подготовка и принятие Конституции

После принятия в 1936 году сталинской Конституции много воды утекло. Мир изменился, люди нуждались в иных целях.

Поэтому Леонид Ильич отдал распоряжение собрать Конституционную комиссию для разработки главного документа страны.

В новой версии важно было отобразить все изменения, которые произошли в национальной, экономической и социальной сфере. Важное условие – документ должен соответствовать нормам международного права.

Проект новой Конституции опубликовали 4 июня. Была добавлена статья о наказах избирателей, а также внесены изменения в 118 статей. Официально в обсуждении нововведений участвовали 140 млн. человек. Но эта цифра явно завышена, поскольку многие принимали участие лишь формально. 7 октября прошла внеочередная сессия ВС СССР. На ней и утвердили основной закон страны.

Главные принципы Конституции 1977 года

Обновленный Основной закон провозглашал курс на построение развитого социализма. В диктатуре пролетариата уже не было смысла, поскольку за столько десятилетий сформировалась общность людей, считающих себя советским народом. Конституция призывала помогать друг другу, беспокоиться о благе каждого гражданина. Звучало обещание и дальше идти к светлому будущему, к коммунизму.

Отдельно внимание уделялось Коммунистической партии. Она и дальше возлагала на себя главенствующую роль во всей политической системе. КПСС представляла интересы народа, определяла курс для дальнейшего развития. Лишь коммунисты имели право определять внутреннюю и внешнюю политику государства. Они гарантировали в конечном итоге победу коммунизма.

В Конституции были прописаны права граждан на:

  • Получение среднего образования.
  • Свободный выбор профессии.
  • Получение жилья.
  • Свободу слова.
  • Участие в демонстрациях, шествиях или собраниях.

Главный закон страны определял гарантии выполнения всех прав и свобод. Кроме того, в документ включили 10 положений Хельсинского акта о принципах межгосударственных отношений. Предусматривалось наказание за пропаганду войны.

особенность Конституции – расширение социалистической демократии. Полномочия граждан постепенно увеличивались. Обещалась гласность, учет общественного мнения, усиление народного контроля.

С этого времени значительно увеличилось число общественных организаций. Количество комитетов народного контроля возросло до 250 тыс. Конечно, деятельность организаций во многом была ограничена.

Но все же людям дали возможность получить минимальный опыт самоуправления.

Критический взгляд на новую Конституцию СССР

Конституция – это главный документ страны, который в обязательном порядке должен иметь правовые основы. Все положения закона важно четко формулировать, чтобы можно было объективно проверить правильность их исполнения. Но Конституция 1977 года была скупа на конкретные правовые нормы. Вместо этого статьи состояли из деклараций.

К примеру, в Конституции была статья о референдумах. Но за 60 лет существования Советского Союза ни один не был проведен по всем правилам. Обычно представители власти организовывали митинги, на которых оглашали задачи на будущее и предлагали пути их выполнения. Народ привычно кричал «ура». Это и считалось получением всенародного одобрения.

Наблюдались неоднократные случаи игнорирования статей главного закона. Хотя четких правил проведения референдума не было, все же упоминание о нем имелось даже в предыдущей сталинской Конституции. Несмотря на это в 1968 году без каких-либо предупреждений в Чехословакию вторглись советские войска. Но, по сути, нужно было вынести этот вопрос на референдум.

Конституция 1977 года имела явные противоречия. С одной стороны, народ получал право влиять на политические решения через Совет народных депутатов. Но с другой стороны, главенствующее положение занимала Коммунистическая партия. В статье 6 за КПСС закреплялось право решать все государственные вопросы. Советы роли не играли. В итоге новая Конституция лишь усилила влияние руководства КПСС.

Монополия власти

Даже в сталинской Конституции 1936 года в перечне общественных организаций партию упомянули единожды в конце статьи. В брежневском документе имеется указание на руководящую роль КПСС.

Это была явная попытка Леонида Ильича окончательно монополизировать власть, не допустить инакомыслия среди политиков. Иных партий и существовать не должно было.

Их представители все равно ничего бы не решали.

Никакого явного прогресса новая Конституция не принесла. Она была преемницей предыдущих законов, только немного обновленной в соответствии с тенденциями эпохи. В конце 70-х наблюдался застой в общественной жизни. Многие статьи Конституции были фиктивны и не соблюдались на практике.

Кроме того, пропагандируя равноправие, само руководство и не думало становиться на один уровень с простым народом. В правящих кругах процветала коррупция, кумовство.

Верхушка не стеснялась пользоваться служебным положением в личных интересах. Брежневской Конституцией попытались замылить людям глаза, отвлечь от реальных проблем, сделать вид, что страна развивается.

Но все это оказалось обычной фикцией.

Источник: http://rrepetitor.ru/ussr/konstitutsiya-sssr-1977-podtverzhdenie-glavenstvuyushhej-roli-kpss/

Новая Конституция СССР 7 октября 1977

Конституция ссср 1977 года суть положеняи итоги

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева.

Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г.

был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г.

текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей – советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы” Далее в этой статье говорилось, что, “вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма”.

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения.

Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений.

Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось “дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения”. Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции.

Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей.

К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных “мерседесов-бенц”, выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс.

рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3.

Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное ание (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Из Конституции СССР 1977 г.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или ания, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет.

Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е.

все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

(…)

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

о главе 2

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

С.В. Каллистратова. Некоторые замечания по поводу «Проекта Конституции СССР» 1977 г.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года “партия” упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет.

В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом.

То был еще один способ “успокаивать” реформаторов – давать посты, втягивать их в свой “меловой круг”.

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить.

С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Российская газета

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/novaia-konstitutsiia-sssr

Конституция 1977 года: значение, плюсы и минусы

Конституция ссср 1977 года суть положеняи итоги

К 1977 году принятие новой конституции должно было произойти. В Советском Союзе к тому времени произошли преобразования в социально-экономическом плане, покончено с эксплуатацией, страна успешно развивается, и уже существенно изменился политический строй.

Конечно, по-прежнему единственным руководящим органом оставалась незыблемая партия коммунистов, но позади остались развенчанный культ личности вождя народов, период, когда нужно было действовать жестко и даже жестоко, удерживая власть и борясь с противниками советского образа жизни, а классовой борьбы уже не существовало.

Конституция победившего социализма

Принятую в 1936 году Конституцию было решено изменить, внеся важные коррективы, еще в 1962 году. Была уже даже создана Конституционная комиссия, которую возглавил Никита Хрущев. Однако вскоре он был смещен с должности, и вскоре Леонид Брежнев был назначен председателем комиссии, о чем свидетельствовало постановление Верховного Совета. Это был уже 1964 год.

Эта конституция разрабатывалась длительное время, и главным при разработке проекта был вопрос – какое общество строит страна, ведь уже исторически отпала нужда возвеличивать и отдавать приоритеты определенным слоям общества, а других отодвигать на второй план.

Теперь Основной Закон страны должен был отобразить в полной мере победу развитого социалистического общества. А разрабатывался данный документ потому так долго, что это был завершающий этап построения зрелого социалистического общества.

И когда он набрал свою силу, только тогда можно было теоретически осмыслить этот период, определить концепцию победившего социализма и отразить это документально. Потому разработка новой конституции стала проходить намного быстрее уже в 70-е годы.

Страна начала жить по-новому

Разрабатывало проект конституции не только правительство. И граждане страны тоже активно участвовали в обсуждении. На протяжении нескольких месяцев на различных предприятиях и в организациях, по месту жительства и в военных частях, на пленумах, собраниях и конференциях люди решали судьбу страны. Более 400 000 предложений они внесли в статьи проекта.

  • Новая конституция утверждала, что в стране существует нерушимый прочный союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
  • Теперь государство выражало интересы каждой социальной группы и каждой народности, а также всех слоев общества.
  • В документе утверждалось, что в стране действует программа, направленная на социально-культурную политику, учитывая при этом потребности всех слоев общества.
  • Благодаря принятию новой конституции, у граждан страны появилось больше прав и гарантий. Прежде всего это права на жилище и охрану здоровья, появилось больше возможностей пользоваться культурными достояниями, расширилась свобода в сфере научного, технического или изобразительного творчества.
  • У граждан страны теперь появилась возможность вносить свои замечания, если они были недовольны работой государственных или административных структур, критиковать недостатки в их работе.
  • Но также для жителей страны был расширен и круг обязанностей, появился и такой термин, как «долг граждан».
  • Законности были уделены многие положения исходя из того, что сама она являлась в социалистическом обществе одним из важных принципов политической системы. От государственных органов и должностных лиц теперь требовалось охранять граждан, а именно их права и свободы.
  • Уважительное отношение было проявлено и к союзным республикам. Если раньше у них и имелись гарантированные права, то теперь они могли координировать и контролировать развитие экономики и социальной сферы на своей территории, союзные власти могли теперь решать организационные вопросы, касающиеся проблем страны, и участвовать на уровне законодательных инициатив в Верховном Совете СССР.

Не все так идеально в Конституции 1977 года

В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются.

  • В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
  • К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные.
  • Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
  • Несмотря на уверения Основного Закона, нельзя было устраивать шествия или демонстрации, митинги или собрания, высказывать убеждения, не соответствующие идеологии Коммунистической партии. А свобода слова контролировалась, пресекаясь партийными цензорами.
  • Все так же за рабочим классом сохранились приоритеты как ведущей силы общества.

Если сравнить Основные Законы страны

Новая Конституция отличалась от предыдущей тем, что уже не определяла экономическую основу государства как сформированную путем ликвидации капиталистической системы хозяйствования и частной собственности.

Принятый документ утверждал социалистическую собственность, а экономика успешно двигалась вперед благодаря успешному применению научно-технического прогресса во всех отраслях производства и технической оснащенности народного хозяйства.

  1. В Конституции 1977 года содержатся 174 статьи. А открывает ее преамбула, чего не было раньше в Основном Законе. Эта вводная часть, которая была впервые введена в документ, имеет важное значение, так как благодаря ей можно узнать из краткого обзора о значимых событиях советского государства и об обществе развитого социализма.
  2. В предыдущем Основном Законе 146 статей, разделенных на 13 глав. А его преемница имеет главы и заголовки, чтобы легче было ориентироваться, а еще 75 статей, которых прежде не было.
  3. И хотя 99 статей уже раньше существовали, но только 17 перешли в новый документ, не претерпев никаких изменений.
  4. Если раньше в конституциях утверждалось, что рабочему населению государства или трудящимся принадлежит власть, то теперь появилась иная формулировка: власть «принадлежит народу».
  5. Советский Союз на мировой арене всегда являлся сильной державой. А новая Конституция могла лишний раз продемонстрировать мощь страны, укрепить ее позиции, но и доказать, что существует социалистическое содружество.

Источник: https://plusiminusi.ru/konstituciya-1977-goda-znachenie-plyusy-i-minusy/

«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г

Конституция ссср 1977 года суть положеняи итоги

Застоем считается период с 1964 года по 1985 год. В это время в советской власти случился кризис, который охватил все сферы жизни: социальную, экономическую, общественную, политическую.

Приход к власти Брежнева

В 1964 году к власти в Советском государстве пришёл Леонид Брежнев. Первые несколько лет его правления пришлись на VIII пятилетку, которую еще называют «золотой».

Весь остальной период наблюдалось явное замедление развития экономики, прекратилось развитие во многих сферах жизни. Ситуация усугубилась после тяжелой болезни, перенесенной Брежневым в 1974 году.

Глава государства все больше отстранялся от управления страной.

Также период пребывания Брежнева в управлении страной характеризуется ростом коррупции и теневой экономики. Всё это привело глубокому кризису, которой коснулся всех сторон государственной и общественной жизни.

Проявление кризиса

Каждая из сфер обладала своими характеристиками проявления кризиса.

Экономическая

Застой в экономике проявлялся следующим образом:

  • товары были в дефиците;
  • качество продаваемых товаров оставляло желать лучшего;
  • наличие кризиса в сельском хозяйстве и в продовольствии;
  • скрытая инфляция.

В целом вся экономика страны постепенно приходила в упадок. Одной из причин этого была также продолжавшаяся гонка вооружений. Из-за сложившейся ситуации переход общества от индустриального к постиндустриальному замедлился.

Политическая

Проявление кризиса в политике:

  • военные конфликты;
  • коррупция в органах власти.

Руководство страны не было способно реагировать на тенденции развития мира.

Идеологический кризис

В середине второй половины XX века стало понятно, что построение коммунизма – цель недостижимая. Это привело к росту диссидентского настроения в обществе. В ответ на это идеологическое давление на общество усилилось.

Экологический кризис

В конце XX века наблюдалась бездумная эксплуатация природных ресурсов, что привело к разрушению природной среды. Озеро Байкал отравлялось отходами бумажных комбинатов. Также в этот период произошла гибель Аральского моря.

Рождаемость в стране сокращалась, наблюдался рост детских болезней.

Этапы застоя

Во время застоя советская власть предпринимала попытки устранить его. Это разделило период на несколько этапов

Этап I

Этап длился с 1965 года по 1970 год. Государственный деятель Косыгин в 1965 году сделал попытку провести экономическую реформу. Какие проводились преобразования:

  • самостоятельность предприятий повышалась;
  • продукты закупались ровно на 5 лет;
  • колхозникам гарантировалась оплата труда;
  • с подсобных хозяйств все ограничения снимались;
  • закупочные цены повышались;
  • на сверхплановую продукцию налагались надбавки;
  • на сельское хозяйство в целом был выделен большой капитал;
  • в сфере управления система министерств была восстановлена.

Предпринятые меры сказались положительно на экономике. Но партийное руководство не поддержало реформу. Поэтому положительные результаты были временны. Еще одной причиной провала реформы являлось то, что идеология была в приоритете в отличие экономики.

Еще одной отличительной чертой экономической реформы стало совмещение двух путей, опасных для экономики – был поставлен курс на максимальную прибыль и использован принцип затратного хозяйства.

Со временем постепенно стала набирать обороты инфляция. Росло число неотоваренных денег. Советские деньги уже не имели реальную стоимость.

Этап II

В 1979 году руководство решило усилить контроль над экономикой и хозяйственными механизмами. Усиление контроля вводилось, чтобы улучшить экономическую ситуацию. Но результата достигнуто не было из-за принятия «Продовольственной программы» в 1982 году.

Основное внимание при действии программы уделялось созданию агропромышленных комплексов (АПК). Предполагалось использование новых технологий, производство продукции должно было увеличиться в 2,5 раза. В итоге наблюдались лишь небольшие изменения.

Серьезных результатов программа не дала.

Этап III

В 1980-х годах в партийном руководстве наконец появилось осознание того, что советское общество находится в кризисном состоянии. С 1982 года по 1984 год государственный деятель Андропов провел ряд изменений. К ним относилось укрепление государственной дисциплины, перестановка кадров и борьба с коррупцией. Эти меры применялись для улучшения общественной сферы.

В 1983 году советская власть предприняла эксперимент. Этот эксперимент был направлен на улучшение экономики. Проводился он в широких масштабах. Это была последняя попытка советской власти преодолеть кризис. Эксперимент представлял собой введение жесткой трудовой дисциплины при помощи силовых ведомств.

В 1985 году наблюдался возврат к брежневским традициям, в результате чего снизились экономические показатели.

Новая Конституция

После отстранения Хрущева от власти политический курс в стране постепенно стал меняться. Он уже не был направлен на построение коммунизма. В результате попытки построения коммунизма в обществе появились трудности. Их нужно было как-то объяснить. Так возник термин «реальный социализм» и в 1967 году появилась «концепция развитого социализма».

Основной ее целью было соотношение фундаментальных положений развития с тем, что получилось в результате. Также «концепция развитого социализма» предполагала сохранение деления общества на классы, сохранение форм собственности и товарно-денежных отношений, а главное, сохранение самого государственного аппарата.

Для общества концепция объясняла отход от больших проектов развития к более спокойным.

Всё это привело к необходимости изменения Конституции СССР. Была намечена внеочередная сессия Верховного Совета СССР. В результате 7 октября 1977 года была принята новая Конституция. Основные её положения:

  1. Построение вводной части было хорошо продумано. В ней наблюдался высокий уровень юридической техники.
  2. Конституция имела доктрину общенародного государства. В политической сфере отразилось то, что социальная однородность советского общества была достигнута. Это выражалось в том, что за политическую основу были взяты Советы народных депутатов.
  3. Отныне государственность строилась в принципе демократического централизма. Социалистическая законность была под особым вниманием.
  4. КПСС объявлялась ядром политической системы. Она занимала руководящую роль и направляла силу общества.
  5. Социалистическая собственность на средства производства стала основой экономики.
  6. Личной собственностью граждан были приняты трудовые доходы.
  7. Устанавливалась абсолютное равенство всех граждан независимо от социального или имущественного положения, принадлежности к полу, национальности, расе, религии, места жительства и рода занятий.
  8. В Конституции закреплялись и другие права граждан – на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, на жилье, на отдых, на образование.

Однако действующим законом новая Конституция не стала. Реальное управление государством было в руках высших партийных органов.

Смотрите также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/114/

Знайте о своих правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: