Международные нпа в сфере экологии

Содержание
  1. Международные нпа в сфере экологии
  2. Международно-правовые акты в системе источников экологического права российской федерации
  3. Нормативно-правовые акты в сфере природопользования
  4. Международные соглашения по охране окружающей среды: примеры
  5. Рамсарская конвенция
  6. Хельсинкская конвенция
  7. Органические загрязнители
  8. Конвенция ООН, касающаяся изменения климата (UNFCCC)
  9. Киотский протокол в рамках UNFCCC
  10. Конвенция по биологическому оружию (BWC)
  11. Договор о защите мигрирующих птиц 1918 г
  12. Ситес (sites)
  13. Международные соглашения по охране окружающей среды в России
  14. Международные соглашения по охране окружающей среды
  15. Некоторые международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды
  16. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
  17. Вашингтонская конвенция
  18. Бернская конвенция
  19. Божская конвенция
  20. Конвенция о биологическом разнообразии
  21. Другие международные конвенции
  22. Международные договоры и соглашения по охране окружающей среды с участием России
  23. Источники экологического права
  24. Классификация источников экологического права
  25. Система источников экологического права в России

Международные нпа в сфере экологии

Международные нпа в сфере экологии

Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения. Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.

Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.

При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая). Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.

Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии. По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку. Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами: Включение Экранной лупы Windows: 1. Через меню Пуск: Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.

2. Через Панель управления: Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.

3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».

Использование сочетания клавиш: 1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + «+» (увеличить), Ctrl + «-» (уменьшить).

2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + «+» (увеличить), Cmd + «-» (уменьшить). Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами: 1.

Через Панель управления: Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности». 2. Использование «горячих клавиш»: Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.

Международно-правовые акты в системе источников экологического права российской федерации

Статья в рамках: Наука: Скачать книгу(-и): Библиографическое описание:Бычков М.В.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия.

юрид. наук, профессор кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г.

Саратов Конституция РФ закрепляет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составного элемента ее правовой системы, устанавливая приоритет норм международного права над национальным правом [1].

Данное положение находит свое отражение и в законодательстве об охране окружающей среды. Так, ст. 82 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что в случае противоречия международного договора РФ в области охраны окружающей среды нормам указанного федерального закона применяются правила, установленные международным договором [2].

Закрепление данного положения в национальном законодательстве является неотъемлемым элементом функционирования правового государства.

Анализ источников международного экологического права позволяет подразделить их на две группы: во-первых, источники, которые непосредственно являются носителями действующих принципов и норм права; во-вторых, источники, которые по своей правовой природе носят рекомендательный характер, но, тем не менее, оказывают достаточно активное влияние на международные отношения.

Ведущую роль в первой группе источников играют международные договоры (конвенции, соглашения). В зависимости от содержания можно выделить: – договоры политического характера; – договоры непосредственно экологического характера.

Международные договоры непосредственно экологического характера полностью посвящены вопросам правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Договоры, относящиеся к данной группе, подразделяются на: – международные договоры эколого-комплексного направления; – международные договоры эколого-ресурсного направления.

Среди договоров эколого-комплексного направления можно выделить Договор об Антарктике 1959 г.

(с протоколом от 4 октября 1991 г.) [4]. Протокол к данному Договору был принят с целью охраны окружающей среды данного природного заповедника и сохранения его для будущих поколений.

Нормативно-правовые акты в сфере природопользования

Источник: https://arbitradv.ru/mezhdunarodnye-npa-v-sfere-ehkologii-85876/

Международные соглашения по охране окружающей среды: примеры

Международные нпа в сфере экологии

Еще в 1902 году в Париже впервые был выпущен правовой акт, касающийся охраны животного мира – конвенция, в которой регулировалась охрана птиц, использующихся в сельском хозяйстве.

Вопрос экологии сейчас особо остро стоит в нашей жизни. Но проблема существует уже достаточно давно. Поэтому многие нации приняли решение собираться и создавать международные соглашения по охране окружающей среды.

Привести примеры некоторых из них нам предстоит в данной статье.

Рамсарская конвенция

Целью этого соглашения является правовая охрана окружающей среды, а также сохранение на нашей планете водно-болотных ресурсов.

В ее рамках в 1971 году были приняты международные соглашения по охране окружающей среды. Это произошло в иранском городе Рамсар.

В конвенции описаны пункты, как каждая страна, принимающая в ней участие, и Международный Комитет могут способствовать защите обитателей водно-болотной среды:

  • Создание национальных, охраняемых болотных угодий в каждой стране.
  • Признание их традиционной и культурной значимости.
  • Поощрение регулярных мероприятий для поддержания качества воды, рыболовства, сельского хозяйства и рекреации.
  • Расширение общественного участия в охране ресурсов.
  • Укрепление знаний и совершенствование образования в сфере водно-болотных ресурсов.

Члены конвенции продолжали регулярно собираться в разных странах мира для пересмотра и расширения мер защиты ресурсов. В 1987 г. в канадском городе Реджайне (провинция Саскачеван) были внесены поправки.

Соглашение о поддержании биологического разнообразия было принято в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. Этот многосторонний договор несет в себе несколько основных целей, которые входят и в другие международные соглашения по охране окружающей среды. Примеры этих целей:

Другими словами, объектом соглашения является разработка национальных стратегий сохранения и правильного использования биологического разнообразия. Эта конвенция также входит в международные соглашения по охране окружающей среды, примеры которых есть в статье. 2010 год был объявлен Международным годом биоразнообразия.

Хельсинкская конвенция

Хельсинкская конвенция была принята для защиты морской среды на территории Балтийского моря.

Первые международные соглашения по охране окружающей среды в ее рамках были подписаны в 1974 году такими странами, как Дания, Финляндия, Западная и Восточная Германия, Польша, СССР и Швеция, и вступили в действие 3 мая 1980 г.

Вторая конвенция была подписана в 1992 году Чехословакией, Данией, Эстонией, Европейским Союзом, Финляндией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Швецией.

Страны-участники, принявшие международные соглашения по охране окружающей среды, взяли на себя обязательства организовать все необходимые меры по предотвращению и уменьшению загрязнения с целью помочь в восстановлении экологического баланса Балтийского моря. Также был разработан ряд мер по предотвращению или сведению к минимуму ущерба, которые наносят окружающей среде аварии.

Органические загрязнители

Конвенция о них была подписана в 2001 году в Стокгольме, а вступила в силу в мае 2004. Ее целью стало устранение или сокращение производства данных загрязнителей.

Ключевые позиции данного соглашения по охране окружающей среды включают в себя требования к развитым странам о предоставлении дополнительных финансовых ресурсов и мер по ликвидации производства и использования преднамеренно производимых СОЗ, также устранении непреднамеренно производимых СОЗ там, где это возможно, и грамотном уничтожении отходов.

Конвенция ООН, касающаяся изменения климата (UNFCCC)

Это соглашение, которое подписали более 180 стран, было принято на “Саммите Земли” в 1992 году в Рио-де-Жанейро и вступило в действие 21 марта 1994.

Рамочная конвенция – это международный экологический договор (в настоящее время это единственный договор международной политики в области климата с широкой легитимностью), обсуждаемый на Конференции Организации Объединенный Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД).

Его целью является установление стабильного уровня концентрации парниковых газов, который позволит предотвратить опасное антропогенное воздействие на климатическую систему. Сам договор не устанавливает обязательных лимитов на выброс парниковых газов для отдельных стран и не содержит никаких механизмов принуждения.

В юридическом смысле конвенция не считается обязательной. Вместо этого договор представляет собой основу для создания особого документа, который содержит специфические международные соглашения по охране окружающей среды (так называемые протоколы), с помощью которых можно установить обязательные лимиты на выброс парниковых газов.

Киотский протокол в рамках UNFCCC

После подписания UNFCCC страны-участницы собирались на конференциях для обсуждения того, как достичь целей договора. Дальнейшие дискуссии привели к созданию Киотского протокола. Он также входит в международные соглашения по охране окружающей среды и устанавливает цели по сокращению выбросов для развитых стран, которые являются обязательными в соответствии с международным правом.

Конвенция по биологическому оружию (BWC)

Это было первое многостороннее соглашение в области разоружения о запрещении производства целой категории оружия.

Конвенция стала результатом длительной работы международного сообщества по созданию нового документа, который смог бы дополнить Женевский протокол 1925 года (который, в свою очередь, запрещает лишь использование, но не владение химическим и биологическим оружием или его распространение). Проект BWC, представленный англичанами, был подписан 10 апреля 1972 года и вступил в силу 26 марта 1975 г. Он обязывает 172 государства-участника по состоянию на декабрь 2014 года запретить разработку, производство и накопление биологического и токсинного оружия. Тем не менее отсутствие какого-либо формального режима контроля ограничивает эффективность Конвенции. Вкратце о содержании данного соглашения можно сказать следующее:

  1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не приобретать или не сохранять биологическое оружие.
  2. Уничтожить или переключить на мирные цели биологическое оружие и связанные с ним ресурсы.
  3. Не передавать никому биологическое оружие, не оказывать помощь в его приобретении и сохранении.
  4. Предпринять любые национальные меры, необходимые для реализации положений BWC на внутреннем рынке.
  5. Советоваться на двусторонней и многосторонней основе по вопросам, связанным с осуществлением BWC.
  6. Создавать запросы в Совет Безопасности ООН для расследования предполагаемых нарушений конвенции и уважать его последующие решения.
  7. Оказывать помощь государствам, подвергнутым опасности в результате нарушения Конвенции по биологическому оружию.
  8. Сделать все возможное для поощрения мирного использования биологических технологий и науки.

Договор о защите мигрирующих птиц 1918 г

Этот документ также входит в международные соглашения по охране окружающей среды. Согласно уставу, объявляется незаконным преследование, охота, ловля, поимка, убийство или продажа птиц, включенных в него (перелетных птиц). Устав не оговаривает различий между живыми и мертвыми птицами, а также распространяется на перья, яйца и гнезда. В список занесено более 800 видов.

Ситес (sites)

Ситес – это конвенция, подписанная в 1973 г. в Вашингтоне и вступившая в силу 1 июля 1975 г., касающаяся торговли представителями дикой флоры и фауны, которые находятся сейчас под угрозой вымирания. Это одно из самых обширных и старейших существующих соглашений за всю историю.

Эта международная конвенция регулирует и контролирует торговлю определенными видами животных и растений. Была разработана специальная система лицензирования, контролирующая весь импорт, экспорт и реэкспорт.

Каждый участник Конвенции должен создать один орган (или более) управления, который отвечал бы за управление этой системой лицензирования, а также по меньшей мере один научный орган для консультации по вопросам влияния торговли на конкретные виды животного или растительного мира.

Под защитой Ситес находятся примерно 5000 видов животных и 29000 видов растений. Каждый из них можно найти в Приложении к конвенции, а также степень угрозы и лимиты для торговли.

Международные соглашения по охране окружающей среды в России

В нашей стране предпринимаются необходимые меры по сохранению экологического равновесия. Россия, как и другие страны, активно поддерживает международные соглашения по охране окружающей среды.

Привести примеры можно следующие: с 1979 года – конвенция о загрязнении воздуха (трансграничном), с 1992 – конвенция, защищающая от загрязнения Черное море, с 2011 – об органических загрязнителях и многие другие.

Источник: https://FB.ru/article/171455/mejdunarodnyie-soglasheniya-po-ohrane-okrujayuschey-sredyi-primeryi

Международные соглашения по охране окружающей среды

Международные нпа в сфере экологии

Международное экологическое право направлено осуществлять контроль над загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов в рамках устойчивого развития. С его помощью страны-подписанты решают экологические проблемы, возникающие с соседними государствами.

Принятые международные соглашения по охране окружающей среды охватывают такие сферы, как население, биоразнообразие, изменение климата, разрушение озонового слоя, токсичные и опасные вещества, загрязнение воздуха, суши, моря и трансграничных вод, сохранение морских ресурсов, опустынивание и ущерб от ядерных испытаний.

Некоторые международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды

Ниже представлены международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды. Некоторые из них регулируют контроль над всемирным и природным наследием.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Ее главной целью является правовая охрана памятников культуры и природы, имеющих чрезвычайную и универсальную ценность. Эти памятники включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В настоящее время в 148 странах насчитывается 890 таких объектов, из которых 689 классифицированы как культурное наследие, 176 — как природное наследие, 25 — как «смешанное» — культурное и природное (по состоянию на 2009 год). 

Чтобы природный объект стал объектом защиты, он должен соответствовать как минимум одному из четырех условий:

  1. Является уникальным свидетельством фрагмента истории Земли, включая биологическую эволюцию;
  2. Является конкретным примером хода экологических и биологических процессов в эволюции экосистем или растений и животных;
  3. Обладает уникальными качествами природной красоты;
  4. Содержит значительную естественную среду обитания, важную для защиты биоразнообразия или исчезающих видов с выдающимися универсальными ценностями.

Вашингтонская конвенция

Вашингтонская конвенция, также называемая СИТЕС – в ней речь идет о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Ее основная цель — ограничить приобретение видов, которые оказались вымершими по естественным причинам, контроль торговли живыми и мертвыми животными и растениями, а также изделиями из них. 

По этой конвенции на владение, торговлю или перевозку организмов и их производных, перечисленных в приложениях к Договору требуется, среди прочего, оформить соответствующие разрешения Министерства окружающей среды данной страны.

Бернская конвенция

Бернская конвенция – в ней речь идет об охране дикой фауны и флоры Европы и их естественной среды обитания. Эта конвенция регулирует вопросы сотрудничества между европейскими странами, направленные на защиту дикой природы этого континента. 

Документ обозначил охраняемые места обитания, образующие сеть Изумруд, которая в настоящее время функционирует в Европейском союзе. В приложениях к договору содержится список растений и животных, строго охраняемых в Европе, а также указание по использованию исчезающих видов.

Божская конвенция

Божская конвенция – в ней речь идет о сохранении мигрирующих видов диких животных. Ее целью является защита исчезающих мигрирующих видов диких млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, перечисленных в двух приложениях к Конвенции. Документ предусматривает возможность заключения региональных соглашений.

Конвенция о биологическом разнообразии

Три основные цели документа:

  1. Сохранение и защита всего разнообразия форм жизни на всех уровнях его возникновения;
  2. Устойчивое использование и управление элементами биоразнообразия;
  3. Справедливое распределение выгод от генетических ресурсов, включая адекватный доступ к ним. 

Вопросы, поднятые этой конвенцией, настолько широки, что все еще продолжается работа по реализации отдельных направлений деятельности. Это не все международные конвенции по охране окружающей среды, которые принимались на протяжении последних 40-50 лет.

Другие международные конвенции

Перечисленные выше – это далеко не полный перечень, какие есть международные соглашения по охране окружающей среды. Ниже список тех документов, каждый их которых принимался в каком-либо городе. Его так и нужно искать, набрав конвенции по защите окружающей среды и соответствующий город.

Лондон  – по предотвращению загрязнения с судов. Цель – предотвращение выбросов или разливов с судов вредных веществ, загрязняющих морскую среду. В 1978 году был выпущен дополнительный протокол к конвенции.

Хельсинки  – о защите морской среды региона Балтийского моря.

 Договор касается вопроса предотвращения загрязнения этого моря с суши и с судов, запрещает сброс отходов и других веществ, регулирует сотрудничество в борьбе с загрязнением морской среды и содержит перечень опасных и вредных веществ.

 В 1992 году было создано новое соглашение с тем же названием, которое, среди прочего усиливает обязательства сторон по сравнению со старой конвенцией.

Женева  – о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Целью конвенции является защита человека и окружающей его среды от загрязнения атмосферы, в том числе на больших расстояниях. Эта защита должна поддерживаться обменом информацией, консультациями, исследованиями и мониторингом атмосферы.

Канберра – о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. Направлена на обеспечение защиты арктических морских экосистем и рациональное использование их ресурсов. Его соглашение охватывает области, расположенные к югу от 60° южной широты.

Монтего-Бей – не только решает проблему защиты морской среды, но, прежде всего, всесторонне регулирует все правовые, политические и экономические вопросы, связанные с морями. Это еще один аналогичный Женевским конвенциям 1958 и 1969 годов документ.

Вена – об охране озонового слоя. Целью этого соглашения является постоянный мониторинг содержания озона и ультрафиолетового излучения Солнца в атмосфере, изучение последствий разрушения озона в окружающей среде.

Монреаль – протокол о веществах, разрушающих озоновый слой. Его целью является сокращение потребления и производства озоноразрушающих веществ, таких как фреоны или четыреххлористый углерод. В протокол были добавлены следующие поправки: Лондон (1992), Копенгаген (1992), Монреаль (1997) и Пекин (1999).

Базель – о контроле за трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов. Предметом конвенции является контроль трансграничных перевозок опасных отходов (перечисленных в приложении к Конвенции) и минимизация количества образующихся опасных и других отходов, а также обеспечение наличия оборудования для удаления отходов экологически безопасным способом.

Эспо – об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В нем рассматриваются вопросы, касающиеся принципов и процедуры проведения оценок воздействия на окружающую среду, взаимных консультаций и обмена информацией между странами в случае местоположений инвестиций, имеющих значительное трансграничное воздействие.

Но даже и этот список далек от полного перечня, в который входят все конвенции в области охраны окружающей среды. Он постоянно уточняется, как и сами соглашения, дополняется новыми.

При осуществлении деятельности, которая затрагивает окружающую среду, использование флоры и фауны, необходимо изучить требования всех конвенций по этому вопросу.

Это позволит избежать финансовых потерь, материальной, административной и уголовной ответственности.

Международные договоры и соглашения по охране окружающей среды с участием России

ГодСоглашение
1946Международная конвенция по регулированию китобойного промысла
1959Договор об Антарктике
1971Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)
1972Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция)
1972Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
1972Конвенция о сохранении антарктических тюленей
1973Соглашение о сохранении белых медведей
1973Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой  исчезновения (СИТЕС)
1979Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
1979Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция)
1979Конвенция об охране мигрирующих видов животных (Боннская конвенция)
1980Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики
1987Венская конвенция об охране озонового слоя, Вена, 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой
1989Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция)
1991Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике(Мадридский протокол)
1991Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
1992Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий
1992Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер
1992Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция)
1992Конвенция о биологическом разнообразии
1992Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция)
1992Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК)
1994Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием
1997Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов
1997Киотский протокол к РКИК
1998Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства
1998Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орухусская конвенция)
1999Соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и охраны окружающей природной среды
1999Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области экологического мониторинга
1999Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле
2001Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения освоения и охраны недр
2001Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольмская конвенция)
Конвенция об экологической безопасности (разрабатывается);
Конвенции по охране горных экосистем Кавказа (разрабатывается).

Источник: https://vyvoz.org/blog/mezhdunarodnye-soglashenija-po-ohrane-okruzhajushhej-sredy/

Источники экологического права

Международные нпа в сфере экологии
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Источники экологического права

Каждая отрасль права выступает регулятором общественных отношений. Не являются исключением и правоотношения, которые возникают в области взаимодействия общества и природы. Воздействие на участников общественных экологических отношений оказывается через источники экологического права.

Юридическая доктрина понимает под источниками экологического права нормативные акты, которые были приняты уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре, содержащие в себе общеобязательную волю законодателя в области природопользования. Другими словами – это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права, однако, имеют и свои особенности.

Так, исходя из того, что законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также водное, лесное, земельное законодательство Конституцией РФ отнесено как к предметам ведения Российской Федерации, так и к предметам ведения ее субъектов, то нормы, которые составляют институт источников экологического права, устанавливаются на двух уровнях – федеральном и региональном.

Также нормы экологического права, помимо специальных актов, содержатся в актах других отраслей права. Так, наряду с законодательством об окружающей среде, источники экологического права содержатся и в актах уголовного, конституционного, земельного, гражданского права.

Законодательством к источникам экологического права предъявлен ряд требований.

Во-первых, нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования не должны противоречить высшему закону государства – Конституции РФ.

Во-вторых, акты должны быть приняты исключительно уполномоченными на то органами.

В-третьих, форма актов должна соответствовать статусу органов, которыми они были приняты. Например, Государственная Дума не вправе издавать указы и распоряжения, а Правительство РФ – законы. В случае нарушения этого требования, принятый нормативный правовой акт должен быть признан неправомерным.

Классификация источников экологического права

Законодательство не выделяет какого-либо критерия для разграничения источников. Однако, классификация позволяет упорядочить виды источников экологического права. Поэтому в юридической литературе выделены несколько классификаций, наиболее популярные из которых приведены ниже.

В зависимости от предмета правового регулирования, источники подразделяются на общие и специальные.

Первые характеризуются обширной спецификой правового регулирования, то есть предмет их регулирования включает в себя как экологические, так и иные общественные отношения.

Специальные источники – это акты, главной задачей которых является урегулирование отношений в сфере взаимодействия субъектов экологического права и природы с целью сохранения природной среды и ее улучшения.

По юридической силе источники экологического права принято классифицировать на законы и подзаконные акты.

К законам относятся все нормативные акты, касающиеся сферы действия экологического права, принимаемые законодательными органами государственной власти.

К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.

По характеру источники экологического права условно подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Основной особенностью, отличающий кодифицированный нормативный акт от некодифицированного, является систематизация, которая происходит в процессе правотворчества. Целью такой систематизации является повышение эффективности реализации права в ходе правоприменительной деятельности.

В зависимости от характера правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Акты материального характера содержат в себе материально-правовые нормы права и устанавливают права, обязанности и ответственность субъектов экологических отношений.

Процессуальные – регулируют соответствующие правоотношения в сфере пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. При этом, в большинстве случаев, в одном источнике содержатся нормы как материального, так и процессуального права.

В связи с этим, в данной классификации выделяется третий вид источников – смешанные.

Система источников экологического права в России

Особое место среди источников экологического права занимают источники международного экологического права.

К данному виду источников относят международные договоры, конвенции, обычаи, общие принципы международного права, акты рекомендательного характера международных организаций.

Важной особенностью данного вида источников является необходимость согласия РФ на применения таких актов (ратификация).

Главенствующую роль среди национального законодательства занимает Конституция РФ.

Обладая высшей юридической силой, обязательностью применения и прямым действием на всей территории, Конституция РФ провозглашает основные начала взаимодействия субъектов экологического права и природы, пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. Помимо этого, конституционные основы экологического права играют основополагающую роль для всей системы права.

Конституцией РФ установлен приоритет международных актов над национальными. Так, если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые установлены в национальном законодательстве РФ, то применяются нормы международного права. Однако, обязательным условием такого договора является его ратификация.

По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы. Роль таких законов заключается в прямой реализации конституционных положений и урегулировании наиболее важных сфер деятельности. Именно поэтому по юридической силе федеральные конституционные законы выше федеральных законов.

Следующее звено системы – федеральные законы в области экологического права. Основной целью таких источников права является сохранение и санация природной среды, осуществление единой экологической политики, выработка принципа повсеместного участия граждан в охране окружающей среды.

В системе источников права подзаконные нормативные правовые акты выступают в форме волеизъявления Президента РФ, Правительства РФ, федеральных ведомств и министерств. Цель таких актов заключается в конкретизации уже имеющихся положений законов.

Следующим элементом системы источников являются законотворчество субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных результатов нормотворчества, не нарушая при этом конституционные основы экологического права, а также иное федеральное законодательство.

Заключительный уровень в системе источников экологического права РФ представляют акты органов местного самоуправления. Такие акты регулируют вопросы местного значения, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что, помимо основных источников экологического права, в науке выделяются вспомогательные. К таким источникам относятся решения судов высших инстанций.

Хоть напрямую суды не вправе издавать общеобязательные нормы, но решения вышестоящих судов все же влияют на правоприменительную практику в целом. Дополнительную роль в развитии правоприменительной деятельности играют и специальные стандарты (ГОСТ).

Целью таких стандартов является уточнение содержания нормативных актов и предотвращение возможных ошибочных суждений в правоприменительной практике.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/istochniki-ekologicheskogo-prava.html

Знайте о своих правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: